Все знают, что в рекламе главное соблюдать закон «О рекламе», который рассказывает о том, что можно и что нельзя рекламировать. При игнорировании, ФАС может оштрафовать на приличную сумму (до 800 000 руб.). Штраф могут заработать все участники, а не только директор компании или рекламное агентство, которое обещало, что будут действовать в рамках закона.
В законе «О рекламе» есть множество правил как сложных, так и простых. Например, нельзя рекламировать наркотики – все просто. Но есть и более сложные правила, к примеру, об употреблении слов, слоганов и образов, которые могут дискредитировать личность. К примеру, если в рекламной компании упомянуть, что нет Деда Мороза, то можно нарваться на штраф, ведь такое высказывание дискредитирует родителей.
Бывает, что реклама двузначная и сложно доказать ее незаконность, тогда ФАС может использовать метод опроса. К примеру, жители пожаловались на рекламу врача, а Служба решила спросить у жителей, кому нравится эта реклама, а кому нет. Также не стоит забывать, что ФАС во главе с Экспертным советом может сама оценивать рекламу и здесь очень сложно предугадать решение.
На одном из сайтов в каталоге было фото женского белья:
В каталоге допустимо размещение, но если это фото окажется на биллборде, который видят дети или же через биллборд проезжает множество водителей, то могут запретить. Все потому что для детей такое фото неприемлемо, а водителей такая реклама отвлекает от дороги.
Нельзя открыть предприятие без соответствующих документов и запустить рекламу. Реклама без наличия лицензии на предприятие считается незаконной. Прежде чем запустить рекламную кампанию, нужно убедиться: нужна ли лицензия и будет ли она действовать на период кампании.
Реклама с врачами должна использоваться только в сфере медицинских услуг. В немедицинской тематике грозит штраф. Например, за образ врача оштрафовали страховую компанию.
ФАС может рассмотреть рекламу до ее публикации вынести вердикт. Такой способ поможет избежать убытков для предприятий и рекламщиков. Итак, ФАС создает специальную комиссию из экспертов, они проверяют рекламу до запуска и говорят можно ли публиковать или нет.
На сегодня пока что в Санкт-Петербурге запущен такой комитет и то в тестовом режиме, поэтому все же в рекламе придется самостоятельно разбираться.
В рекламных кампаниях недопустимо пропагандирование чего-то незаконного. Если в кадре машина едет на бешенной скорости, обгоняет другие машины, то автоматически компания говорит, что она разрешает нарушать правила дорожного движения. За этот видеокадр ФАС оштрафует.
Был случай с компанией «Икея». В видеоролике в квартире молодые люди шумят и веселятся, дальше появляются часы, а на них 20:30.
Потом появляется соседка, которая просит не шуметь. Главный герой говорит, что все уже спят. Таким образом, «Икея» намекнула, что если у вас есть их мебель, то правила можно нарушать (время было близко к тому, когда уже запрещено шуметь).
Оскорбления недопустимы, как в жизни, так и в рекламе. На сегодня нет четких выражений, которые считаются оскорблением, но если они задевают, то таковыми являются.
Сюда можно отнести нецензурную лексику и замазывание некоторых букв не спасет, жаргонные слова, сравнивание с животными, игра слова («всем сосну»), шутки о сакральном, нерадивость.
К рекламе еще есть ряд требований:
1) недопустим мелкий шрифт – текст должен читаться с 10-и метров;
2) иностранные слова нужно переводить на русский, чтобы не было недоразумений. Пример неправильной рекламы:
3) На иностранном языке допустимы официальные названия компаний.
На самом деле в статье не уместишь все нюансы о рекламе, лучше всего самостоятельно ознакомиться с законом «О рекламе», чтобы в будущем избежать многих недоразумений и штрафов.